Недавно выполненные работы
Дипломная работа
Тема: Современные проблемы исполнительского фольклоризма
Предмет:
Страницы: 87 стр.
Стоимость: 4000 руб.
Дата публикации: 29.08.2017

Содержание

Введение………………...………………………………………………………........3 Глава 1. Тверская необрядовая лирическая песенная традиция…………….........8 1.1. Своеобразие Тверской необрядовой песенной лирики………..………8 1.2. Ведущие образы и сюжетные мотивы в содержании необрядовых лирических песен Тверской области…………………………………….....16 Глава 2. Основы методики работы с фольклорным коллективом по освоению тверской необрядовой лирической песенной традиции………………………....28 2.1. Современные проблемы исполнительского фольклоризма……….....28 2.2. Отечественный методический опыт работы с фольклорными певческими сценическими коллективами……………………………….....40 2.3. Специфика методики работы с фольклорным коллективом аутентичной направленности……………………………………………….57 2.4.Тверская необрядовая лирическая песенная традиция в репертуаре вторичного фольклорного ансамбля...………………………….. ………...69 Заключение………………………………………………………………………….73 Литература……………………………………………………………………..........75 Приложение…………………………………………………………………………83

Введение

В массиве народно-песенной традиции необрядовая лирика занимает особое место, обусловленное спецификой содержания, которое связано с отражением глубинного внутреннего мира переживаний человека, с его миропониманием и отношением к различным жизненным реалиям. Посредством передачи традиционной системы мировосприятия, поведенческих норм лирические песни обеспечивают единение человека и общества, гармонизуют внутренние связи личности и коллектива.
При всей значительности существующей специальной литературы, посвящённой изучению необрядовой песенной лирике, нельзя сказать об исчерпывающей изученности данного феномена фольклорной культуры. Ждут специального исследования вопросы региональной специфики этого жанра, динамики его развития и соответствующих изменений системы средств художественной выразительности, современных форм бытования традиционной песенной лирики.
Современная сфера фольклоризма изобилует примерами всевозможных трансформаций музыкального фольклора, его перевода в кардинально иную языковую и стилистическую систему, что обостряет проблему экологии культуры. Культура исполнительского фольклоризма во многом определяется балансом и уравновешенностью аутентичных и стилизованных форм. Поэтому особого внимания и поддержки, сегодня требует направление, связанное с сохранением подлинности музыкальных фольклорных традиций.
Деятельность вторичных фольклорных коллективов помимо художественного имеет и педагогический аспект. Нахождение адекватных способов освоения и претворения музыкального фольклорного материала, разработка методик работы с коллективами аутентичной ориентации оказываются актуальными в связи с доминированием образовательной практики обслуживающей академическое направление фольклоризма.
Сказанное определяет актуальность и необходимость осуществления дипломного исследования по заявленной теме.
В качестве объекта исследования выступает тверская необрядовая лирическая песенная традиция, а предметом исследования являются способы освоения тверской необрядовой лирической песенной традиции во вторичном фольклорном коллективе.
Цель работы состоит в определении адекватных способов её освоения тверской необрядовой лирической песенной традиции во вторичном фольклорном коллективе.
В число задач входит:
1. Проанализировать специальную литературу, посвященную необрядовым формам песенной лирики, а так же методические публикации по работе с фольклорным коллективом.
2. Создать банк данных о корпусе тверской необрядовой лирики.
3. Выявить особенности тверской необрядовой песенной лирики.
4. На основе анализа деятельности вторичных фольклорных коллективов определить, основные методические подходы в работе с коллективами, обеспечивающими адекватное освоение народной песенной традиции.
5. Обосновать необходимость культивирования аутентичных форм художественно-творческой деятельности в современных вторичных фольклорных коллективах.
В соответствии с заявленной целью и поставленными задачами определена структура работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
При раскрытии темы возникает необходимость оперирования определённой терминологией. Проблемы жанровых особенностей необрядовой лирики и исполнительского фольклоризма ещё далеки от своей разрешенности. Различные учёные используют не одинаковый терминологический аппарат, поэтому возникает необходимость дать определение тех терминов, которые будут использованы в работе.
Лирика – «Народные песни (песенная поэзия, песенная лирика, лирические песни, народная лирика) – произведения фольклора, раскрывающие чувства, переживания, ощущения человека, вызываемые его взаимоотношения с другими людьми или его реакцией на события общественной жизни» .
Необрядовые / внеобрядовые лирические песни – «это раскрытие в определенной художественной форме человеческих чувств, переживаний, мнений, выражение того или иного отношения человека к явлениям окружающего мира…» .
Поэтика – «совокупность особенностей художественной формы словесных произведений, изучающих своеобразие художественной формы. Она включает в себя: особенности структуры произведений; систему выразительных средств, при помощи которых литература и фольклор создают картины жизни, образы людей и воспроизводят различные явления действительности (исторические события, быт и нравы людей, природу); идейно-эстетические функции структуры произведений и их выразительных средств (эмоциональное изображение действительности, оценка событий и поведения персонажей, раскрытие творческого замысла произведения и его идейно-художественной ценности и мастерства)» .
Жанр – это «совокупность произведений, объединённых общностью поэтической системы, бытового назначения, форм исполнения и музыкального строя» .
Мотив – это «основная структурная и семантическая единица текста, которая представляет собой образное осмысление некоего элемента реальности, его преображение, обобщение, закрепляемое в элементарной формуле» .
Фольклор – это совокупность всех художественных проявлений в традиционной культуре, обладающих специфическими свойствами – синкретичностью, устностью, коллективностью, локальностью, вариативностью.
Фольклоризм – это «проти¬воречивый процесс освоения фольклора в различных сферах культуры современного общества», который связан с опосредованным распространением, демонстрацией народной культуры из вторых рук; во вторичных формах фольклор утрачивает прежние функции и используется с новыми функциями, в следствие чего «фольклорные явления выходят из местной среды в иную среду» .
Аутентичный фольклоризм, то есть исходящий из подлинника – для сферы фольклоризма это уровень максимальной близости к народной культуре по способу функционирования и по художественной стилистике. «Характерным для этой сферы фольклоризма является сознательный отказ различных вторичных фольклорных групп от сценической деятельности и стремление вжиться в народную художественную традицию и вживить её в современную бытовую художественную практику» .
Вторичный коллектив – это коллектив, ориентированный на традицию, представляющий фольклор из вторых рук с различной долей достоверности.
Академическое направление фольклоризма характеризуется тем, что здесь формируется и реализуется «академически-унифицированный подход к претворению фольклора. Академизм проявляется в том, что создаваемые авторские сочинения, стилизации и обработки, в которых фольклор используется как строительный материал, свободны от регионально-этнической специфики, вариативности, импровизационности – качеств, без которых немыслим фольклор» .
Старожил – «человек, в течение многих лет, живущий в каком-нибудь месте» .

Список литературы

1. Гиппиус Е., Эвальд З. Крестьянская лирика. М., Л., 1935. 313 с. 2. Земцовский И. И. Торопецкие песни. Песни родины М. Мусоргского. Л., 1967. 140 с. 3. Иванова И. Е., Строганов М. В. Фольклор Тверской губернии. Сборник Ю. М. Соколова и М. И. Рожновой 1919-1926 гг. СПб., 2003. 648 с. 4. Кашин Д. Русские народные песни /под ред. В. Беляева. М., 1959. 344 с. 5. Кому поём – тому добро. Песни Жарковского района /сост. Н. Е. Королёва. Тверь, 2010. 108 с. 6. Королькова И. В. Лирические песни в традиционной культуре Северо-Запада России. М., 2010. 360 с. 7. Лирические песни /сост. предисл., подг. тек.и примеч. П.С. Выходцева. М., 1990. 653 с. 8. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Девичество /сост. Л. А. Астафьева, В. А. Бахтина. Вып. III. М., 1994. 525 с. 9. Песни Пеновского района. Тверь, 2009. 64 с. 10. Поют народные исполнители» (из истории фольклорных коллективов Тверской области) /сост. Королёва Л. К., Н. Е. Королёва. Тверь, 2011. 72 с. 11. Русские народные песни /сост. и вст. ст. А. Н. Розова; под ред. Ю. А. Андреев. Л., 1988.464 с. 12. Сазанова Г. М. Тверь наша губерня, Крешнево деревня… Тверь, 2009. 210 с. Литература 13. Амирова Д. Ж. Диалог о лирике //Песенная лирика устной традиции: научные статьи и публикации /сост. и отв. ред. И. И. Земцовский. СПб., 1994. С. 23-53. 14. Аникин В. Русский фольклор. М., 1985. 367 с. 15. Антипова Л.А. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора. М., 1993. 111 с. 16. Балакшина С. Р.О некоторых основных методах работы фольклорного коллектива «Традиция» //На пути к возрождению: опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области /под ред. и сост. А. В. Кулева. Вологда, 2001. С. 104–109. 17. Василенко В. Художественная самодеятельность и фольклор //Русская литература. М., 1960. №2. С. 161–167. 18. Веретенников И. И. Белгородские карагоды. Белгород., 1993. 114 с. 19. Власова С. Ю. Традиционное пение: музыкальная логика и вокальная техника //нач.: Вестник Российского фольклорного союза. 2003, №4(9). С. 17–23; оконч.: Вестник Российского фольклорного союза . 2004, №1(10) . С. 26–41. 20. Гилярова Н. Н.Российский фольклорный союз и работа с детьми //Фольклор и молодежь: От истоков к современности/Рос.фольк. союз. М., 2000. С. 98–108. 21. Гусев В. Е. Фольклор и социалистическая культура (К проблеме современного фольклоризма) //Современность и фольклор. М., 1977. С. 7–27. 22. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л., 1967. 317 с. 23. Гусев В. Е. Фольклорные ансамбли как форма современного фольклоризма //Традиции и современность в фольклоре. М., 1988. С. 199–212. 24. Емельянов А. П. Современная художественная самодеятельность и проблемы фольклористики //Фольклор и художественная самодеятельность. Л., 1968. С. 21–43. 25. Еремина В. И. Поэтический строй русской народной лирики. Л., 1978. 184 с. 26. Земцовский И. И. Искатели песен. Л., 1967. 112 с. 27. Земцовский И. И. Мелодика календарных песен. Л., 1975. 224 с. 28. Земцовский И. И. Некоторые аспекты народно-певческой эстетики //Сохранение и развитие русских народно-певческих традиций: сб. тр. /ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 86. М., 1986 . С.4–21. 29. Земцовский И. И. От народной песни к народному хору: игра слов или проблема? //Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли /под ред. В. А. Лапина и др. Вып. II. Л., 1989. С. 6–19. 30. Земцовский И. И. Русская протяжная песня. Опыт исследования. Л., 1967. 196 с. 31. Земцовский И. И. Сельская хоровая самодеятельность и фольклор //Проблемы музыкальной самодеятельности. Л., 1965. С. 70–89. 32. Земцовский И. И. Фольклор и композитор: Теоретические этюды о русской советской музыке. Л., М., 1978. 176 с. 33. Иванов А. О сохранении фольклорных традиций в обучении народному пению (к проблеме памяти) //Сохранение и развитие русских народно-певческих традиций: сб. тр. /ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 86. М., 1986. С. 109–120. 34. Кабанов А. С. К проблеме сохранения песенной фольклорной традиции в современных условиях //Художественная самодеятельность: вопросы развития и руководства /Труды НИИ культуры. Вып. 88. М., 1980. С. 80–106. 35. Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. М., 1977. 255 с. 36. Калугина Н. Основы методики работы с русским народным хором. М., 1969. 231 с. 37. Камаев А.Ф. Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество. М., 2005 г., 304 с. 38. Картавцева М. Т. Школа русского фольклора. Обучение в младших классах. М., 1994. 72 с. 39. Колпакова Н. П. Лирика русской свадьбы. Л., 1973. 323 с. 40. Колпакова Н. П. Русская народная бытовая песня. М., Л., 1962. 283 с. 41. Колпакова Н. П. Самодеятельные хоры Северного края //Фольклор и художественная самодеятельность. Л., 1968. С. 62–89. 42. Королькова И. В. Лирические песни в традиционной культуре Северо-Запада России. М., 2010. 360 с. 43. Костюхин Е. А. Лекции по русскому фольклору. М., 2004. 336 с. 44. Котикова Н. О русских народных хорах //Советская музыка. 1957, №2. С. 152–155. 45. Кравцов Н. И. Поэтика русских народных лирических песен. Ч. 1. М., 1974. 96 с. 46. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. М., 1989. 320 с. 47. Куликова Л. Н. Русское народное музыкальное творчество. СПб., 2008. 176 с. 48. Куприянова Л. Л. Русский фольклор: учеб. для 1 кл. четырёхлет. нач. шк. М., 2002. 79 с. 49. Кутузов Н. Преемственность традиций в развитии народно-хорового исполнительства //Сохранение и развитие русских народно-певческих традиций: сб. тр. /ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 86. М., 1986. С. 33–42. 50. Кушлык Л. Н. Манера исполнения аутентичного фольклора и современная исполнительская практика //Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. Ч. 1. М., 1988. С. 49-51. 51. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора. М., 1981. 221 с. 52. Лазутин С. Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы. М., 1990. 240 с. 53. Лазутин С. Г. Русские народные песни. М., 1965.292 с. 54. Лобкова Г. В. Специфика и содержание работы фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории //Фольклор и молодежь: От истоков к современности /Рос. фольк. союз. М., 2000. С. 87–97. 55. Лопатин Н. М., Прокунин В. П. Русские народные лирические песни /под ред. В. Беляева. М., 1956. 458 с. 56. Лукьянова Т., Земцовский И. Внимание исполнительству в фольклоре! //Советская музыка, 1973. №3. С. 95–99. 57. Лукьянова Т., Земцовский И. Внимание исполнительству в фольклоре! //Советская музыка, 1973, №3. С. 95–99. 58. Мальцев Г. И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики. Л., 1989. 294 с. 59. Маркова Л. В., Шамина Л. В. Режиссура народной песни. М., 1984. 59 с. 60. Материалы совещания-семинара руководителей детских народных хоров и фольклорных ансамблей ВХО. М., 1985. 60 с. 61. Мельник Е. И. Опыт работы фольклорного ансамбля Ленинградского государственного университета //Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 1. М., 1990. С. 228-234. 62. Мехнецова К. А. Проблемы освоения народных песенных традиций в практике фольклорного ансамбля //Русские традиции Альманах русской традиционной культуры //На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001. С. 99-103. 63. Мешко Н. К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Ч. 1. М., 1996. 42 с. 64. Мешко Н. К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Ч. 2. М., 2000. 80 с. 65. Мешко Н. К. О современной русской народно-певческой культуре и воспитании народного певца //Сохранение и развитие русских народно-певческих традиций: сб. тр. /ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 86.М., 1986. С. 22–32. 66. Мешко Н. К. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Архангельск., 2007. 128 с. 67. Мир детства в народной культуре /Величкина О., Иванова А., Краснопевцева Е. М., 1992. 143 с. 68. Науменко Г.М. Народные игры с напевами. М., 2003. 544 с. 69. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. М., 1983. 343 с. 70. Пашина О. А. Народное музыкальное творчество. СПб., 2005. 568 с. 71. Пономарёв И. П. Пособие для руководителей самодеятельных хоровых коллективов. М., 1995. 70 с. 72. Попов С. В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. М., 1961. 123 с. 73. Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество. Вып. 2. М., 1956. 168 с. 74. Пропп В. Я. Народные лирические песни. Л., 1961. 583 с. 75. Пропп В. Я. Поэтика фольклора. М., 1998. 158 с. 76. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976. 327 с. 77. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. 238 с. 78. Пушкина С. И., Чернышёва М. Б., Калугина Н. В. Народная песня звучит. Методика сбора, хранения и сценического воплощения фольклора. М., 1982. 180 с. 79. Рубцов Ф. А. Хоровые коллективы русской народной песни //Проблемы музыкальной самодеятельности. М., Л., 1965. С. 45-69. 80. Рубцов Ф. Русские народные хоры и псевдонародные песни //Статьи по музыкальному фольклору. Л., М., 1973. С. 182-208. 81. Рубцов Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору. Л., М., 1973. 221 с. 82. Руднева А. В. Русский народный хор и работа с ним. М., 1974. 87 с. 83. Руднева А. В.Русское народное музыкальное творчество. М., 1990. 224 с. 84. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /сост. Ю. Г. Круглов, О. Ю. Круглов, Т. В. Смирнова; под ред. Ю. Г. Круглова. М., 2003. 710 с. 85. Селиванов С. И. Русский фольклор: основные жанры и персонажи. М., 2008. 200 с. 86. Сидельников В. М. Поэтика русской народной лирики: пособие для вузов /под ред. Л. И. Тимофеева. М., 1959. 128 с. 87. Ситников В. И. Роль фольклора в современной культуре России //Фольклор в современной культуре: Материалы научно-практической конференции. Тверь, 2010. С. 6–17. 88. Ситников В. И. Сохранение локальных традиций в обеспечении экологии культуры //Творческая лаборатория: информационно-методический сборник. Вып. 1. Тверь. 2010. С. 10–13. 89. Соболева Г. Г. Современный русский народный хор. М., 1978. 88с. 90. Сысоева Г. Я. О некоторых современных подходах к решению задач фольклорного исполнительства //Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. М., 2006. Т. III.С. 423–432. 91. Хороведение и методика работы с самодеятельным хором. М., 1980. 26 с. 92. Хоровое искусство. Л., 1967. 155 с. 93. Хоровое пение в художественной самодеятельности. Сборник методических статей. В. 1. М., 1959. 87 с. 94. Чичеров В. И. Русское народное творчество. М., 1959. 526 с. 95. Шамина Л. В. Об искусстве народного пения //Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли /под ред. В. А. Лапина и др. Вып. II. Л., 1989. С. 20–31. 96. Шамина Л. В., Браз С. Л., Медведева М. Л., Куприянова Л. Л. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах. М., 1984. 88 с. 97. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М., 1981. 174 с. 98. Щуров В. М. Исполнительские Традиции русского песенного фольклора в концертной практике народных хоров //Сохранение и развитие русских народно-певческих традиций: сб. тр. /ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 86.М., 1986. С.43–51. Интернет-ресурсы 99. Гурченко А. И. Исполнительский фольклоризм в Беларуссии на рубеже XX-XXI веков: основные тенденции и особенности развития: дис. канд. искусствоведения. Минск, 2013. Размещено: [Электронный ресурс http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru;search%2..]. 100. Мешко Н. К. Искусство народного пения княгиня Мешко Н. К. 2013. Размещено: [Электронный ресурс youtube.com].

Эта работа Вам подошла?

Дипломная работа Современные проблемы исполнительского фольклоризма Вам подошла? У наших авторов Вы можете заказать любую учебную работу по выгодным ценам. Оформите заказ и мы перезвоним Вам уже через минуту!
Сделать заказ