Изменения культуры социума традиционно связываются с трансформацией картины мира людей, их образа жизни. Отчасти эти процессы обусловлены ходом социокультурного развития: накоплением знаний, приобретением практического опыта в различных сферах жизнедеятельности. Вместе с тем, не менее значительна роль субъективных воздействий на культуру с целью преобразования ее содержания. Попытки целенаправленного изменения культурных ценностей и норм, функционирующих в социуме, предпринимались с древних времен. Некоторые из них оставили лишь слабый след в истории развития общества, другие — повлекли за собой радикальное переустройство социальной жизни, заложив тем самым предпосылки сегодняшней социокультурной ситуации. В разные времена управление культурой имело различные идейные основания, предполагая использование тех или иных методов воздействия на культуру. Сегодня управление культурой отождествляется с культурной политикой — сферой научного знания, аккумулирующей теоретический и практический опыт целенаправленных воздействий на культуру социума и его отдельных групп.
Современное социокультурное пространство характеризуется развитием мегасоциума, процессами культурной глобализации и универсализации общественной жизни. Данный процесс имеет объективные причины — совершенствование сферы социальных коммуникаций, высокая проницаемость национальных границ, повышение интенсивности, объема и скорости культурных взаимодействий. Несомненно, формирование глобальных рынков обмена культурной продукцией может внести позитивный вклад в развитие творчества, способствовать обогащению различных культур в процессе их взаимодействия. Но в то же время, по мнению многих современных исследователей, культурная глобализация сопровождается кризисом базовых ценностей, трансформацией культурного контекста формирования национальной идентичности, таким образом способна привести к общественной нестабильности, нанести вред национальным и этническим культурам.
Тем самым, все острее становится потребность в формировании новых ценностных ориентиров, адекватных характеру и глубине происходящих перемен, обеспечивающих сглаживание социального напряжения и интеграцию различных социальных и территориальных групп как граждан единого государства. Таким образом, явственно выделяется необходимость достижения стабильности и преемственности, высокой динамичности и надежности системы управления культурными процессами.
Исследователи отмечают, что в нашей стране до 1985 года управления, как деятельности, построенной на принципе полномасштабной обратной связи, не было ни в одной сфере общественной жизни. Доминировало руководство как постановка перед исполнителем задач с указанием средств для их решения Командно-административные методы управления теперь являются малоэффективными, в то время как система управления культурой, адекватная сегодняшним тенденциям социокультурного развития, пока не сформирована в достаточной степени.
Современный этап развития культурной политики в России характеризуется поиском новых подходов к управлению культурой.
В научной литературе можно встретить различные позиции относительно определения сущности, основных целей и задач культурной политики. Безусловно, проблематика этой сферы очень широка: определение новых
границ межрегиональных культурных пространств и восстановление
целостного культурного пространства России, влияние западной культуры и отторжение собственной культуры, ее норм и традиций, представления о массовой и элитарной культурах — это лишь некоторые из основных направлений теории современной культурной политики. На прикладном уровне управления культурой в качестве проблемной сферы выделяется стратегическая неопределенность культурной политики, поиск основополагающих принципов ее проведения. Все это свидетельствует о недостаточной разработанности необходимой модели управления культурой в современном социуме. В этом отношении осмысление специфики феномена культуры на современном этапе развития общества, определение методологических оснований управления культурой, выделение действующих субъектов культурной политики и их роли в процессах социокультурного развития — являются вопросами принципиальной значимости.
Таким образом, актуальность изучения темы курсовой работы обуславливает противоречие между необходимостью формирования оснований культурной политики, адекватных современной социокультурной ситуации и недостаточной степенью разработанности методологических аспектов управления культурой в России.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ понятия управляемость культуры и анализ различных аспектов управляемости культурным процессом в современной России.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управления культурой и культурная политика как деятельность по регулированию культурных процессов. Сложность объекта исследования обусловлена междисциплинарностью подходов к его изучению. В своей концептуальной основе управление культурой интегрирует философскую, культурологическую, социологическую, психологическую области научного знания.
Предмет исследования составляет механизм управления культурным процессом и способы повышения его эффективности.
Тема культурной политики и проблем управления культурным процессом освещается в работах многих современных авторов: А. Арнольдова, Г. Бирженюка, Б. Ерасова, В. Жидкова, А. Маркова, С. Синецкого, К.Соколова, Б. Чурбанова и др.
Методологические основания курсовой работы базируются на положениях системного, структурно – функционального, логического, исторического методов, метода анализа и синтеза.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.