Изучение политических и правовых учений стран Арабского Востока в период Средневековья имеет большое культурное, историческое и просто познавательное значение. Особое значение изучение политических и правовых учений Арабского Востока приобретает в связи со сравнением со взглядами европейских мыслителей на политику, право и иные стороны жизни.
Общим для политико-правовой идеологии стран Арабского Востока и Западной Европы было то, что та и другая строились на основе господствующего религиозного мировоззрения и в своих программных положениях отражали институты феодального общества.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что доктрины исламских теоретиков значительно отличались от учений западноевропейских мыслителей как по содержанию политико-правовых теорий, так и по программным положениям. В странах ислама более, чем в средневековой Европе, была выражена тесная, доходящая до тождества связь религии и политики по той причине, что действующее право содержалось в Коране, а власть рассматривалась лишь как средство его осуществления. Поэтому в теоретических построениях исламских мыслителей не было места для обсуждения проблем происхождения, устройства, форм государства, соотношения государства и права, церкви и государства, права светского и права канонического, ряда других проблем, волновавших умы западноевропейских теоретиков. Место этих проблем заняли вопросы о нравственно-религиозных качествах носителей власти, об их связях с мусульманской общиной или с преемниками Пророка.
Целью работы является изучение особенностей становления и развития политико-правовой мысли в странах Арабского Востока, а также выявление факторов, оказавших влияние не ее формирование.
Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи:
Для достижения цели и решения поставленных задач применялись общенаучные методы познания и научного исследования — системный, исторический, формально-логический, методы, а также диалектический метод, метод анализа и синтеза.